>>979970 (OP) Самых лучших объективно книг нет. Читай всё подряд, пока не найдешь своё. За жизнь у тебя книг 10 набежит, которые для тебя будут 20/10 (это и будет твой личный мастрид), но для этого тысчонку-полторы книжек придется съесть.
Самый авторитетный - это Список Норвежского клуба. А так неплохие подборки есть и на лурке, и на форчанской Вики, и на гудридсе.
Но они имеют смысл только на начальном этапе. Дальше у опытного читателя формируются предпочтения, задаются векторы и проявляются границы приоритетных областей литературного континуума.
Мне вот интересно какие-то предостережения узнать. Например, вот есть книги, которые просто так не понять с наскока.
Например, "Улисс" ДжДжойса. Я там уже посмотрел видосик, что надо ряд книг впитать "подготовительных", чтобы потом кой-как проникнуться
Или "Гроздья Гнева". Предостерегли, что в 2к24м читать его, не зная что творилось в США в те годы.. ну.. ниче не ясно будет
Да и наш любимый "Над пропастью во Ржи". Прочитал я его (столько-то лет назад) и словил летчика. Потому что смотрел не туда и не знал чем она крута. (Вроде бы, тоже нужно понимать реалии тех годов)
Так вот.. хотелосб бы услышать некие предупреждения такого рода. Мол, за %title% не берись если то-и-сё
>>979972 >Читай всё подряд, пока не найдешь своё. За жизнь у тебя книг 10 набежит, которые для тебя будут 20/10 (это и будет твой личный мастрид), по идее на сайтах с оценками книг должен быть механизм "соседей" по оценкам. Т.е. один пользователь оценил 200 книг, и второй оценил тоже 200 таких же книг, и автоматически сравниваются оценки - и выдаётся процент совпадений - 30% или 90%. И если есть вероятность что с тем соседом с которым большой процент совпадений и другие непрочитанные тобой книги будут так же (высоко или низко) оценены.
>>980012 Девушка, пруфов не будет, придется тебе поверить мне на слово Американская трагедия На западном фронте без перемен Три товарища Время жить и время умирать Цвет пурпурный (если что, там тематика расизма, угнетения женщин и лесбийская тема даже есть). Но по этой книге снял кино сам Спилберг. Цветы лиловые полей называется фильм) Унесённые ветром Вечера на хуторе близ Диканьки Тихий Дон Бунин цикл "Тёмные аллеи" И сатирические рассказы Зощенко и Тэффи
>>980013 Ясно. Ну, спасибо, что поделилась лся, лось, хз, кто ты есть, но если хочешь, чтобы к тебе обращались в женском роде, ок, список не сказать что прям женский какой-то, разве что этот самый "Цвет пурпурный" (хз, что это такое) и "Унесённые ветром", наверное, в основном женщины читают, это да. Ремарк, говорят, очень посредственно о женщинах писал, дескать они у него все одинаковые какие-то, но я его почти не читал, только "На западном фронте", а там женщин, в общем-то, и не было. "Тихий Дон" и "Тёмные аллеи" активно не люблю и никому бы не посоветовал. В целом список малоинтересный, попсовый и коротенький. Ожидал чего-то получше.
>>980014 >а там женщин, в общем-то, и не было Там есть отличная сцена, когда солдатики поехали трахать француженок за колбасу с хлебом, а у гг не встал.
паршев - почему россия не америка 1999, УАЗдао - Павел Иевлев 2017, а.зиновьев - русский эксперимент 1993, быков - ЖД 2006, горяинов - битвы алмазных баронов 2013, пелевин - s.n.u.f.f. - 2011 пинчон - V., джон барт - Беллерофон, бартельми - мёртвый отец или белоснежка, лаури - у подножия вулкана, кандид - вольтер, пена дней, кола брюньон ричард лаймон - после полуночи ноябрь или гуменщик, рыжий Орм, скарлетт томас - вселенная (эта девушке скорее)
>>980018 >Можно, кстати, чуть и повежливее Зачем? Мы же не в поликлинике. К тому же, может, ты прикалываешься, троллишь, или притворяешься, и на самом деле ты скуф-перверт, кто тебя знает.
>>980034 >А как бля узнать лучшие книги, если ты не прочитать все и выделить из них лучшую не получится? Это базовый вариант. Перебрать все. Но он долгий
Есть еще второй - послушать мнение других людей, отзывы ("за" и "против") Например, чел напишет "если вы не религиозный человек, то вам эта книга не зайдет" Или "если вы любите фильм Титаник, но не любите Терминатор - лучше это не читать" И подобные советы. Конкретные, мб
Это все рисковано и нет гарантии что все сработает, но шансики есть. В т.ч. мнение большинства часто ведь помогает
>>980035 Я смотрел этот фильм про присяжных и что-то не припомню там женщин ) Может, там был перверт, который дома надевал чулки и писал от лица женщины кому-нибудь, но я в этом не уверен.
>>980041 Ну вообще ты прав, я люблю различные девиации, это круто, особенно когда ярко и талантливо проявляется в искусстве или философии, к примеру. Если же под первертом подразумевать скуфа, пишущего о себе в женском роде - то нет, это не моя чашка чая.
>>979989 Ну так ты только в начале пути, рекомендую не останавливаться. >>980003 > по идее на сайтах с оценками книг должен быть механизм "соседей" по оценкам. Ну на fantlab можно вроде профили пользователей просматривать и их оценки. Также там есть раздел "похожие", очень удобный сайт на самом деле. >>980037 > Это базовый вариант. Перебрать все. Но он долгий Зато самый лучший. Ты получишь действительно своё , а не чужой попсовый топ. > Например, чел напишет "если вы не религиозный человек, то вам эта книга не зайдет" > Или "если вы любите фильм Титаник, но не любите Терминатор - лучше это не читать" > И подобные советы. Конкретные, мб Опять же, рекомендую fantlab, отзывы там довольно толковые. Я иногда после прочтения книги читаю там отзывы о ней и иногда нахожу аспекты, на которые не обратил внимания при чтении. Получаю другую перспективу, так сказать. Но и до прочтения можно пробежаться по отзывам, чтобы понять, может произведение тебе зайти, или же нет. > В т.ч. мнение большинства часто ведь помогает Так-то да, но тут важно скипать упоротых фанатов. Так зачастую получается со Стругацкими например. Для фанов все их работы - 10/10 оймамашыдевразохенвей, но на самом деле у них всего пара-тройка действительно стоящих вещей, нетленок, а остальное - средненькая проза с кликбайтными названиями.
>>980055 >Зато самый лучший. Ты получишь действительно своё , а не чужой попсовый топ.
Самый лучший? Ну так двигаться в темноже страшновато и затратно. Читаешь вот книгу.. а она какая-то нудная. И ты не знаешь: станет ли она интереснее дальше. Мб просто вступление такое "специфичное". ЛУчше бы хоть какие-то ориентиры иметь
К тому же. Люди способны выделять связи, закономерности. Например, любителям %bookname1% часто заходит %bookname2%
В попсовом топе есть плюсы: ты начинаешь быть в теме многих вещей, которые +- все знают
>>979970 (OP) У меня в принципе свой маст рид список, состоит из:
1) триллеров типа Жана-Кристофа Гранже и других подобных авторов (потому что люблю такую литературу)
2) Филипа Дика, Кинга, Лавкрафта (у меня эти книги проходят по категории легкая фантастическая литература, которую надо знать, потому что круто для студентов).
3) русские и советские писатели (Толстой, Достоевский, Булгаков, Куприн, Шолохов и т.д. на самом деле читаю, потому что есть любовь).
4) Зарубежная классика (Шекспир, Сервантес, Шиллер, Гёте, Гофман) + Современная классика российская и западная.
>>980058 > Самый лучший? Да. Потому что твой. > Ну так двигаться в темноже страшновато и затратно. А иначе никак. Читая много, ты формирует вкус, "начитываешься", невольно начинаешь видеть параллели, отсылки и оммажи. Начинаешь ловить "красную нить" литературы в частности и искусства вообще. Читаешь такой "Очерки бурсы" Помяловского и вдруг у тебя щелкает: еб твою мать, конфликт между "старослужащими" бурсаками Гороблагодатским и Тавлей это же тот же конфликт, что и между сержантами Гродиным и Барнсом во "Взводе" Оливера Стоуна.
> Читаешь вот книгу.. а она какая-то нудная. И ты не знаешь: станет ли она интереснее дальше. Мб просто вступление такое "специфичное". ЛУчше бы хоть какие-то ориентиры иметь Ориентир у тебя будет: твоя собственная чуйка. Но эта чуйка приходит с объемами прочитанного и (что не менее важно) обдуманного.
А если тебе так уж нужны какие-то костыли, попробуй пикрил полистать. Там немного другой подход к спискоте, авторши книги подбирают под настроение.
>>980060 >риллеров типа Жана-Кристофа Гранже и других подобных авторов Дай пару тайтлов для вката. Чего ждать? Почему(и чем) тебя цепляет? кому подойдет, а кому - нет?
> Филипа Дика, Кинга, Лавкрафта Я примерно здесь. Кинг больше для развлечения. Многие его ругают, а мне норм потреблять его писанину. Почти всегда легко читается. Дик. Как раз закончил читать "Стигматы Элдрича Палмера". У него интересные мыслишки и идеи проскакивают в книгах придуманные не без помощи облизывания марок Лавкрафт.. менее интересен, но я частнично с его творчеством познакомился. Есть интересные штуки. Но как по мне.. слегка устарел он, что ли (не кидайте тапки, плез)
>>980059 > Маркетолог фантлаба, ты? Сам такой, лол А ты чем пользуешься, гудридсом? Был там как-то, бросилась в глаза одна особенность: несмотря на плохую оценку, поставленную книге, автор рецензии сверху пишет пару абзацев дифирамбов ей, как будто бы боится, что за него могут в суд подать за резкие высказывания. Такое там всё прилизанное, обтекаемое, розовосопельное, неестественное что ли. Короче, уровень сои зашкаливает. Вот поэтому я туда больше и не захожу.
>>979970 (OP) Гомер Илиада и Одиссея Гесиод "Труды и дни" Вергилий "Энеида" Ветхий и Новый Завет Данте "Божественная комедия" Гете "Фауст" Толстой "Смерть Ивана Ильича", "Много ли человеку земли нужно" Достоевский "Братья Карамазовы" Можно Петрарку, Боккаччо, Заратустру Ницше и много чего ещё, тех же Юнгера и Мисиму, рассказы Чехова. Оверрейтед это какая-нибудь беллетристика Стругацких, метро, слишком оверрейтед Кафка (особенно процесс и замок, но вот рассказы неплохие), оверрейтед портрет Дориана Грея Уайльда, Мартин Иден Джека Лондона.
>>980063 >А ты чем пользуешься, гудридсом? Да, чтобы отмечать там прочитанное. Топы пытался листать, но как-то странновато это Меня слегка напрягает, что туда добавляется не произведение как таковое, а сама книга как печатное издание. И можно подобавлять одно и то же несколько раз. Как-то это.. хз.. не оч мне нравится
Я еще пробовал LiveLib, вроде. На фантлаб тож натыкался недавно сам. Когда фантастику искал почитать
>несмотря на плохую оценку, поставленную книге, автор рецензии сверху пишет пару абзацев дифирамбов ей Слуш, ну однобоко судить.. и не отмечать плюсы.. я думаю, что он наоборот молодец. Что пытается отмечать и плюсы тоже
>>980062 Жан-Кристоф Гранже - про тайные заговоры и убийства. Пурпурные реки. Империя волков. Присягнувшие тьме. Томас Харрис - Молчание ягнят. Умберто Эко - Имя розы.
>>980065 > Меня слегка напрягает, что туда добавляется не произведение как таковое, а сама книга как печатное издание. Я предполагаю, что это как раз маркетологическая фишка. Мол, купите книжицу у наших партнёров (Кобо там, Амазон, Айтюнс), и желательно с DRMом. Буржуи, хули. > Я еще пробовал LiveLib, вроде Там слишком много отзывов от тупых пёзд прекрасного пола, чур меня, чур. > думаю, что он наоборот молодец. Что пытается отмечать и плюсы тоже Все бы хорошо, но оно как-то утрированно было, что ли, хз как сказать. Создавалось впечатление, что за любой негатив издатель лично придет к автору отзыва и даст ему палкой по башке, поэтому даже если автору хотелось бы на самом деле сказать "ну это блядь полное дерьмище", ему все равно пришлось приправлять отзыв какими-то высосанными из пальца якобы плюсами. Лицемерием попахивало от таких отзывов, самоцензурой нарочитой. Наши как-то прямолинейнее и честнее, что ли. > На фантлаб тож натыкался недавно сам. Когда фантастику искал почитать
Слава богу, там сейчас не только фантастика, хотя начинали они как каталог НФ, да. >>980066 > Пурпурные реки. > Присягнувшие тьме. Вот эти две топ, да. Хотя Гранже уж слишком растягивает свои опусы, мог бы покороче и подинамичней. > Артуро Переса-Реверте. Он, кстати, не только беллетрист. Почитай "Баталиста", очень сильная вещь.
Странно, что так мало американской литературы. В позднем Советском Союзе, затем в России американская литература всегда была считалась топом топов. Хемингуэй, Стейнбек, Фолкнер, Сэлинджер, Драйзер, Апдайк, Джек Лондон, Керуак.
В треде пишут в основном о литературе возрождения, которую сложно читать, если уж говорить откровенно.
И вообще американцы всегда писали похожим на русскую литературу образом, ибо страны братья в известном смысле.
>>980110 "Литература страны" это фикция и кормушка для литературоведческой профессуры. Нам, простым читателям-обывателям, глубоко насрано что там лучше, а что хуже. Обычный человек читает отдельные произведения отдельных авторов, а до споров остроконечников с тупоконечниками ему и дела нет.
>>980151 Пробовал читать его Антоновские яблоки, Жизнь Арсеньева, Окаянные дни, ну и Тёмные Аллеи, собственно. Просто физически непереносимый для меня автор. Тёмные аллеи единственная книга, от которой у меня натурально в какой-то момент заболела голова и начало подташнивать. Так что, наверное, в целом, но Тёмные аллеи в особенности.
>>979972 Могу личную историю рассказать, как мне эти мастриды помогли. Из-за интернета и обилия развлекательного контента сейчас легко начать читать любую книгу, но трудно ее закончить. Всегда при чтении гложет мысль, а вдруг ты теряешь время, вдруг на эту тему есть книга лучше. Это классическая нынешняя проблема интернет-культуры - боязнь пропустить что-то интересное.
В итоге я не мог дочитать вообще ничего, начинал и забрасывал через пару десятков страниц. Взял и полез в спискоту, лазил по всем мастридам, которые мог найти, по гудридсу, лайвлибу, гуглил победителей букеров-антибукеров-пулитцеров-гонкуров, собирал спискоту, набрал что-то в районе тысячи названий, потом гуглил их, читал описания, отзывы, смотрел оценки. Потом долго и нудно расчищал список, что-то просто вычеркивал, где-то читал краткое содержание чтобы убедиться что не мое, где-то смотрел экранизации, сортировал по жанрам. В итоге в списке осталось несколько десятков книг, но они настолько соответствовали моим вкусам, что дальше пошли взахлеб. Так что списки мастридов это кривой и косой, но все-таки полезный инструмент.
>>979970 (OP) Проблема большинства мастридов - они полностью лишены контекста, чем попавшие туда книги примечательны и на что похожи. Вот тебе пример грамотно составленного списка по русской литературе - https://polka.academy/lists
Советую не полениться и прочитать там все подборки, они вполне могут заменить хороший учебник по отечественной прозе. Особо заинтересовавшие вещи лучше выписать и тогда поймешь что из этого хочешь прочесть.
>>980113 Аудитории и издательская индустрия делятся по странам, а писатели всё выше этого, ну ла так и запишем.
Касательно сайтов со спи ками и рекомендациями: они всё в итоге рекомендую по кругу одно и тоже почти как попугайчик -Пушкин? Лермонтов! Платон? Аристотель! И так далее. Эта хуйня с рекомендациями похожестей от похожих юзеров уже давно кушает говно со своей жопы в музыкальной сфере, всякие ласт-фм и тп выгорели в набор стандартных отсылок от металеки к мегадез и обратно. Книгу дольше читать, чем слушать альбом, поэтому книжные сайтики такие активно тухнут этой рекомендацкой гнилью щас, а музыкальные стухли моментально 15 лет тому, за пару тройку лет от появления
Топовые ридлисты - от писателей, как упоминавшийся greatest hits список норвежского клуба, или модерново- ориентированный ридлист Дональда Бартельми
>>980394 Да, листы полки годные Есть, кстати, что-нибудь подобное по англоязычной литературе? Не хочется сильно погружаться и читать всякие литературоведческие трактаты, но вот такие вот грамотно-составленные списки с небольшими статьями было бы здорово посмотреть, можно на английском (даже лучше?
>>979970 (OP) Мне кажется, у тебя должно быть собственное путешествие с чтением книг, которые будто случайно тебе попадаются, но на деле даже плохие книги могут быть полезны. Советую Песни Мальдорора, Войну с Саламандрами, Сговор остолопов
Платон: Федон Платон: Федр Сенека: Письма к Луцилию Марк Аврелий: К самому себе Платон: Гиппий Платон: Алкивиад Платон: Ион Лонг: Дафнис и Хлоя
К Л А С С И К А
Михаил Лермонтов: Герой нашего времени, 1840 Антон Чехов: Дама с собачкой, 1899 Иван Тургенев: Стихотворения в прозе, 1882 Фёдор Достоевский: Записки из подполья, 1864 Лев Толстой: Война и мир, 1867 Фёдор Достоевский: Мальчик у Христа на елке, 1876 Лев Толстой: Анна Каренина, 1878 Николай Гоголь: Шинель, 1843 Лев Толстой: Детство, 1852 Антон Чехов: Вишнёвый сад, 1903 Лев Толстой: Много ли человеку земли нужно, 1886 Николай Гоголь: Записки сумасшедшего, 1835 Козьма Прутков: Плоды раздумья, 1854 Лев Толстой: Холстомер, 1886 Лев Толстой: Смерть Ивана Ильича, 1886 Иван Тургенев: Дворянское гнездо, 1859 Фёдор Достоевский: Бедные люди, 1846
С Е Р Е Б Р Я Н Ы Й
Василий Розанов: Опавшие листья, 1913 Василий Розанов: Уединённое, 1912 Леонид Андреев: Красный смех, 1905 Всеволод Гаршин: Четыре дня, 1877
Э М И Г Р А Ц И Я
Георгий Иванов: Петербургские зимы, 1928 Владимир Набоков: Дар, 1937 Владимир Набоков: Подвиг, 1932 Георгий Адамович: Комментарии, 1967 Георгий Газданов: Ночные дороги, 1941 Аркадий Аверченко: Нечистая сила, 1920 Фёдор Степун: Из писем прапорщика-артиллериста, 1918 Фёдор Степун: Бывшее и несбывшееся, 1956 Роман Гуль: Я унёс Россию, 1981 Иван Бунин: Тёмные аллеи, 1943 Леонид Сабанеев: Всеобщая история музыки, 1925 Марина Цветаева: Цветник, 1926 Борис Поплавский: Аполлон Безобразов, 1932 Аминад Шполянский: Поезд на третьем пути, 1954 Александр Кожев: Понятие власти, 1943
С О В Е Т С К О Е
Андрей Платонов: Котлован, 1930 Варлам Шаламов: Воскрешение лиственницы, 1973 Андрей Платонов: Чевенгур, 1929 Варлам Шаламов: Колымские рассказы, 1967 Исаак Бабель: Конармия, 1926 Александр Солженицын: Случай на станции Кочетовка, 1962 Двенадцать стульев, 1927 Михаил Булгаков: Мастер и Маргарита, 1966 Золотой телёнок, 1931 Нина Берберова: Курсив мой, 1969 Николай Ленин: Статья о Марксе в словаре Граната, 1914 Николай Ленин: Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? 1894
П О С Т С О В Е Т С К А Я
Михаил Гаспаров: Занимательная Греция, 1995 Евгений Витковский: У входа в лабиринт, 2002 Анатолий Барзах: Причастие прошедшего зрения, 2009 Лидия Гинзбург: Записные книжки, 2002 Алексей Лосев: Комментарии к диалогам Платона, 2005
С Е Т Е В А Я
Андрей Горохов: Музпросвет, 2003 Роман Михайлов: Равинагар, 2016 Илья Долгов: Лесная газета, 2014
Ф Р А Н Ц И Я
Рене Декарт: Рассуждение о методе, 1637 Мишель де Монтень: Опыты, 1595 Марсель Пруст: По направлению к Свану, 1913 Жиль Делёз и Феликс Гваттари: Тысяча плато, 1980 Морис Бланшо: Пространство литературы, 1955 Жиль Делёз и Феликс Гваттари: Что такое философия? 1991 Гюстав Флобер: Бувар и Пекюше, 1881 Жиль Делёз и Феликс Гваттари: Анти-Эдип, 1972 Пьер Бурдье: Социальное пространство и символическая власть, 1987 Ролан Барт: Фрагменты речи влюбленного, 1977 Поль Валери: Об искусстве, 1976 Жюльен Грак: Замок Арголь, 1939 Натали Саррот: Эра подозрения, 1956 Жиль Делёз: Марсель Пруст и знаки, 1964 Гюстав Флобер: Воспитание чувств, 1869 Ролан Барт: Мифологии, 1957 Жорж Перек: Человек, который спит, 1967 Гюстав Флобер: Госпожа Бовари, 1856 Шарль де Монтескье: Персидские письма, 1721 Гюстав Лебон: Психология воспитания, 1902 Гастон Башляр: Психоанализ огня, 1938 Раймон Кено: Упражнения в стиле, 1947 Жан Кокто: Священные чудовища, 1940 Андре Жид: Тесные врата, 1909 Ролан Барт: Camera Lucida, 1980 Гюстав Лебон: Психология масс, 1895 Монтескье: О духе законов, 1748 Пьер Грималь: Сенека, 1981 Франсуа Фонтен: Марк Аврелий, 1991 Жан Монне: Мемуары, 1976 Луи Альтюссер: Ленин и философия, 1972 Жан-Поль Сартр: За закрытыми дверями, 1944
С Т А Р Ы Й
Мигель Сервантес: Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, 1605 Дино Буццати: Святые, 1958 Ханс Кристиан Андерсен: Сказки, 1835 Антонио Грамши: Тюремные тетради, 1937 Итало Кальвино: Если однажды зимней ночью путник, 1979 Джорджо Вазари: Жизнеописания, 1568 Йохан Хёйзинга: Homo ludens, 1938 Джузеппе Томази ди Лампедуза: Леопард, 1958 Альциат: Emblemata, 1531 Бенедикт Спиноза: Tractatus politicus, 1677 Хосе Ортега-и-Гассет: Дегуманизация искусства, 1925
К О Н Т Р К У Л Ь Т У Р А
Лотреамон: Песни Мальдорора, 1869 Георгий Иванов: Распад атома, 1937 Рэймон Руссель: Locus Solus, 1914 Рене Жирар: Насилие и священное, 1972 Ги Дебор: Общество спектакля, 1967 Иван Щеглов: Формуляр нового урбанизма, 1953 Эрве Гибер: Без ума от Венсана, 1989 Генри Миллер: Тропик Рака, 1934 Жорж Батай: История глаза, 1928 Мишель де Серто: Изобретение повседневности, 1980 Агота Кристоф: Толстая тетрадь, 1986
Н Е М Ц Ы
Роберт Шуман: Жизненные правила для музыкантов, 1850 Людвиг Витгенштейн: Логико-философский трактат, 1921 Эрнст Юнгер: В стальных грозах, 1920 Фридрих Ницше: Рождение трагедии из духа музыки, 1872 Вернер Гейзенберг: Физика и философия, 1958 Эрнст Курт: Основы линеарного контрапункта, 1917 Вальтер Беньямин: Бодлер, 1932 Готфрид Лейбниц: Монадология, 1714 Вальтер Шелленберг: Лабиринт, 1951 Зигмунд Фрейд: Моисей и монотеизм, 1939
В О С Т О К
Коран Тысяча и одна ночь Сунь-Цзы: Искусство войны Красная книжечка, 1966 Рухнама, 2001
Т Е М З А
Джозеф Конрад: Сердце тьмы, 1902 Союз справедливых: Манифест коммунистической партии, 1848 Уинстон Черчилль: Фултонская речь, 1946 Майкл Фарадей: История свечи, 1861 Charles Abraham Elton: Remains of Hesiod, 1815 Ивлин Во: Возвращение в Брайдсхед, 1945 Никос Кристофидес: Теория графов, 1975 Бертран Рассел: История западной философии, 1945
А М Е Р И К А
Хорхе Луи Борхес: Новые расследования, 1952
Ш Т А Т Ы
Сильвия Плат: Под стеклянным колпаком, 1963 Евгений Кунин: Логика случая, 2012 Джон Ревалд: История импрессионизма, 1946 Джеймс Глейк: Хаос. Создание новой науки, 1987 Роберт Райт: Наука о запахах, 1964 Рихард Курант и Герберт Роббинс: Что такое математика? 1941 Поль де Ман: Слепота и прозрение, 1983 Элиот Уайнбергер: Сексуальные объекты, 2000 Ральф Лейтон и Ричард Фейнман: Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! 1985 Иммануил Валлерстайн: Существует ли в действительности Индия? 1991 Джером Сэлинджер: Фрэнни и Зуи, 1961 Стив Макконнелл: Совершенный код, 2010 Джек Лондон: Мартин Иден, 1909 Харольд Блум: Западный канон, 1994 Alan Sokal & Jean Bricmont: Fashionable Nonsense (1997)
>>986657 Джона Локка нету. Декарт есть. Лейбниц есть. А сторонника эмпиризма, полемиста Лейбница и Декарта нет. Кроме того, он написал главный тест английского просвещения, который оказал существенное влияние на просвещение французское - Два трактат о правлении. Кроме того, он написал знаменитый Трактат о воспитании, в котором дал самый известный образ джентельмен и его воспитания. Главный труд по философии Опыты о человеческом разумении легко читается.
>>986599 18 из 25 прочёл (хотя из Колымских рассказов прочёл только первый одноимённый сборник, но его тоже засчитал). Фауста и Мастера и Маргариту дропнул на середине, рассказов Чехова прочёл где-то с десяток, понравились только "Припадок" и "Дом с Мезонином", в целом - не моё, за Дон Кихота и В поисках утраченного времени пока не брался, Мартина Идена и 1984 дропнул. Больше всего из списка впечатлил Улисс, особенно глава в виде пьесы, где бессознательное Блума и Дедала соединяются в метафизический фарс.
>>979991 Ты про культурный и исторический контекст,бэкграунд мне кажется тут не впитать в двух словах, а вот как максимально приблизиться к пониманию вопрос к литературоведам хуям. скажу когда меня интересовали к примеру 60-е то я читал все что попадалось на русском об этом статьи, эссе, научные работы, листал журнал Mad, смотрел фильмы художественные и документальные, полет нормальный, но ты же не будешь подобное проделывать чтобы какую-то одну книгу понять, ведь она сама по сути будет являться документом эпохи/временного среза и проч.
Нуууу тут бы я поспорил. Бунин в этом цикле пытается подрожать от и до Мопассану, но получается, откровенно, так себе. Да и сам цикл довольно скучный. Начинаешь читать - вроде норм. А чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что по сути тебе скармливают одно и то же. Скучно, вторично. Повторюсь, лучше сначала Мопассана навернуть, ту же "Жизнь".
>>979991 Не слушай мудачье всякое. Читай в оригинале в издательстве пингвин классикс. Там перед самим романом идет обычно превьюшка и описано все что тебе надо знать.
У меня довольно долго была некая боязнь спойлеров. Я брал в прокате VHS-кассету (да-да, когда-то там) и даже не читал скудное summary на обложке. Дабы максимально неожиданные повороты были при просмотре фильма. Судил о книге сильно по обложке, так сказатб. Так вот. С книгами.. ну тоже было подобное и с иными произведениями. Предпочитал риск и полагался на волю рандома.
Рецензии на произведения я тоже не читал, как вы понимаете. Из-за страха спойлеров.
Со временем, это безумие начало проходить. Бывали даже случаи, когда я читал книгу после фильма и мне все равно было кайф (один из ярчайших примеров: прочтение Дюны после книги Линча). Ты знаешь чего там будет и все равно кайфуешь от сюжета.
Это я к чему.. так как книг дохуища, в принципе. И легко вляпаться в говно при слепом поиске. Ну или не в говно, а просто в то, что мне не подходит (в текущий момент или вообще)
Суть вопроса: Что если я буду действовать сейчас противоположным способом? Буду читать краткую выжимку сюжета, больше рецензий (ну или именно сюжетные какие-то summary, покуда в рецензиях часто стараются избежать спойлеров). Мб буду ловить спойлеры, зато больше шансов того, что я буду потреблять годный и подходящий мне контент
>>987704 Еще чутка дополню. Что если пробежаться вот так.. по верхам по максимальному количству известных произведений. Где выжимка будет оч короткая, на пару страниц: - Суть сюжета (основные события и повороты, коротко) - Основные мысли - Посыл и т.д
Что даст: общую эрудицию по литературе (плата - спойлеры жрешь) А потом уже.. выстраиваешь путь прочтения лучшего. От общего к частному, так сказатб
>>987704 НЕ читай все эти саммари. Их пишет мудачье. Рецензии пишут вообще пидормоты конченные.
Бери и читай книгу. Все эти книги были когда то выпущены и тупо их читали простые люди в травмаях (особенно в серии пингвин классикс). Им было похуй на твои саммари и на твои отсылки. Они просто читали. У каждого свой взгляд на текст.
1. Бери любой западный канон или советский канон мировой литературы, там обычно список всех книг с самого начала до современности. Книг не будет слишком много, тебе хватит чтолбы охватить всю литру от гомера до анны франк.
2. бери любой список самых пиздатых книг. Обычно такие списки не больше ста. Разница с тем что выше втом что та мне будет хронологии и не придется читать всякое средневековое, а больше более современных тайтлов.
В 10 из 10 случаев первые книг 20 известны. Топ-1 книги это Гедсби, потом идут всякие пересмешники, лолиты, мобидики, и война и мир. Основной набор того что тебе нужно книг 20. Их и прочтешь.
Прочитал за жизнь не так и много, наверное и 200х книг не будет. Проходных там было штуки 3-4, которые дочитывал по юности лет, а сейчас бы плюнул. Ну вот это и будет мой топ 200 изи. При этом 70% из топ-двача (на пиках выше) я читал, и апппрувед. А вот как я выбирал книги, это вообще фантастика. То на даче просто брал рандомную книгу деда, так же дома на антресолях на угад брал и попал, например, в Стейнбека (ну это топ и топов - золотая коллекция вообще).
>>987788 Средний букачер срет своей шизой в тредах блогерков и простит свои книги на простынке в покупкатркдах от всяких саратовских мудищевых пепдищевых которые чисто на полку ставит.
Кстати, ОП-анон, тебе аноны дело говорят. Не загадывай себе топ книг загодя, а то сорокой станешь. Главное не что читать, а читать вообще, хуле там говорить, я вот и дня без книги не могу.
>>987948 сейчас вот читаю внезпного Лема "Сумма технологий", собственно от Лема вообще балдею. А сабж никогда бы не знал что буду читать, но таки вин. (купил на вторичке за тысячу в твердой оболочке, приятно)
ДВУХТОМНИК ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Для каждого наименования есть краткое описание-рецензия. Можно скачать полностью с трекера.
Я вот думаю, что есть книги, которые могут очень сильно повлиять на человека. Или содержать очень важные вещи, уроки, намеки. Книга, на которую повсеместно делаются отсылки, она цитируется в фильмах (визуально и словестно), она упоминается в песнях.
И может даже человеку эта книга в целом не понравилась, но он может отметить "да, эту книгу стоит прочитать всем"
>>987959 >Я вот думаю, что есть книги, которые могут очень сильно повлиять на человека. Или содержать очень важные вещи, уроки, намеки. Имхо, если внутри тебя уже содержится доля критичности по отношению к себе и миру, то важный намёк ты будешь способен извлечь даже из случайного жеста/взгляда/вздоха - причём буквально. Где, в ту же минуту, при отсутствии критичности, даже общение с живым буддой пройдёт в пустую. Лучше выбирай книги по принципу - бля кайф ржачка срачка, лол ну это ващее лол кек. Их читать легко, приятно, интересно. И вот, например, в книге фантаста Гарри Гаррисона - "Планета смерти", достаточно заурядном боевичке, очень много психоанализа, а сама книга про взросление личности. (другой анон)
>>987963 Т.е. да развивать критичность можно в т.ч. посредством чтения книг, любых, не чтение не является строгим критерием. И далее, уже в свою очередь, это может быть случайная книга скорее, в каждом отдельном случае. А вот та самая, которая поменяла жизнь сотням букачей - для тебя может оказаться вообще мимо.
Один из моментов зачем мне нужны мастриды я описал. Социальная функция. Быть на одной волне, в трендах шарить. Чтобы понимать других людей
Чтобы с людьми общаться - нужно знать язык. В обществе, где все обсуждают игру престолов - иногда поддаешься и тоже смотришь, чтобы понимать о чем они там блять все-таки лапочут?
Отсюда и желание прочитать какую-то базу (общую для всех, чтобы больше кеков и отсылок понимать)
Да, для этого есть, например, школьная программа. Которая как раз и дает тебе +- общие штуки. Ну я прочитал (или частично ознакомился) школную программу. А что дальше?
Какие-то школьные программы других стран изучить? Самые цитируемые кинематографом произведения? и прочее? Вот мне что интересно (это часть задачи моей)
Кстати, а где ведёте список прочитанного (если ведёте)?
Я вот пользуюсь https://www.goodreads.com/ Но там тормознутый движок.. и не прям уж удобно. К тому же, разделение не по произведениям, а по книгам. Как их издавали. Т.е одно и то же произведение может повторяться. Это как-то напрягает слегка
Какие есть альтернативы?
Пробовал просто сам себе писать список в Obsidian, но это.. не так уж прям удобно
>>979970 (OP) Ерунда все эти списки. Хорошую литературу, чтобы по вкусу пришлась, в любом случае придётся откапывать самостоятельно, перебирая десятки авторов. Любая художка это вкусовщина, а гайды вроде 100 книг которые должен прочесть каждый вообще могут отбить охоту к чтению, особенно если тебе мало лет.
>>980063 В западной культуре это называется "сэндвичинг". Чтобы автор не вскрылся от негатива, а критика снежинками теперь воспринимается исключительно негативно, эту критику надо паковать:
>>988085 Мне же не 15 лет, лол. Просто иногда интересно прочесть чужую точку зрения, увидеть "со стороны" свои смыслы и сравнить. Ну или может автор отзыва заметил что-либо, что не заметил я. Такое бывает. >>992114 Дерьмовенькая тенденция, однако. Не люблю как их в советское время называли "лакировщиков действительности". От этого до лицемерия и двойных стандартов не то чтобы один шаг, а пол-шага.
Сказочные повести: Носов "Незнайка на Луне" Булычев "Сто лет тому вперед" Волков "Волшебник изумрудного города" (первые 3 книги, дальше шляпа) Олеша "Три толстяка" Кэролл "Алиса в стране чудес" Толкин "Хоббит"
Фэнтези: Толкин "Властелин колец" Роулинг "Гарри Поттер" (весь) Сапковский "Ведьмак" (цикл) Мартин "Песнь льда и пламени" (незакончен)
Фантастика (не любитель фантастики, поэтому мало): Герберт "Дюна" Азимов "Я - робот"
Такман "Августовские пушки" (о первой мировой) Фест "Гитлер. Биография" (в двух томах) Эванс "Третий Рейх" (в трёх томах, от зарождения до падения) Черчилль "Вторая мировая война" Звягинцев "Нюрнбергский процесс"
Космос: Вайнберг "Объясняя мир" Хокинг "Мир в ореховой скорлупе"
Хочется дохуя всего прочитать.. догнать "базу" хотя бы. Всяких там мастридных Пелевиных.. и еще много кого. Как успеть блят.
Собственно, это была одна из основных причин создания треда. Поныть на эту тему.. и мб хоть как-то найти ответ. Пока довольствуюсь лишь мыслью что: Жизень - это путь. Нет никакой цели (лечь в деревянную коробку). Наслаждайся, смакуй. Поглощай понемногу. Круто, что впереди океан непрочитанного (почти). Хуже было бы, если бы не было ничего больше.. живи, впитывай, кайфуй, познавай. Счастье в незнании
>>1001443 >Хочется дохуя всего прочитать.. догнать "базу" хотя бы Зачем? Для чего? Чтобы что? >Как успеть блят Si quis, tota die currens, pervenit ad vesperam, satis est
>>1001442 Не считал. За последние 6 лет сосредоточился только на российском и почитал все что хотел. Самых лучших писателей собраниями( толстые , Достоевские, Чеховы, Лесковы, горькие и ряд других - Пелевины, Сорокины), у других отдельные произведения. Сейчас ничего не читаю, лучшее уже прочитано, а современную российскую читать нет желания, западную тоже, не очень люблю переводы, лучше читать в оригинале на родном русском языке. >>1001443 Надо читать, а не писать об этом на дваче, как минимум при поездках в транспорте можно немало прочитать, а потом вечером добавить. >>1001449 Нужен читать для получения впечатлений, а не для базы.
>>1001443 Берешь и читаешь вот это если у тебя горит прочитать вообще все.
Если понравился сюжет - выпиши название, через несколько месяцев возвращайся к списку, у тебя история выветрится из головы начисто, можешь читать с нуля.
>>1001442 37 лвл Примерно 150 книг за последние 3 года, до этого не вела статистику Жаль, что годноты среди них не так много оказалось. Надо бы научиться уже дропать всякий кал.
>>979970 (OP) Библия, Молот Вельм, Город Солнца, Протоколы сионских мудрецов, Катехизиси еврея в СССР - я щитаю шо это должен читать каждый, штоп мозги правильно встали.
А если не нравятся мозгоправИльные книги, читай то, по чему снимает Голливуд.
ГОлливуд как правило не тратит деньги на экранизаци. спама и графомании. И если голливудчики снимают кино по книге - это и значит, што книга нормальная.
Я и сам прочитал Гарри Поттера, ГОлодные ИГры и Сумерки только благодаря тому, што Голливуд снял по ним кины. Нормальные книги. Сюжет интересный.
Ориентируйся на Голливуд. По каким книгам он снимает кино - то и читай.
Самый богатый человек в валилоне Богатый папа,бедный папа Думай и богатей Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения 48 законов власти | Грин Роберт Искусство любить | Фромм Эрих Искусство войны | Сунь-Цзы
>>979970 (OP) Дафнис и Хлоя. Только это нельзя читать, это нужно слушать. Потому что этот роман написан со стихотворным ритмом, я хз как его называть - дольник или как еще. Там мальчик-негр Дафнис полюбил белую девочку Хлою, они пасли козлят и прочих зверушек, а ПОТОМ НАСТАЛ ПИЗДЕЦ! Чорт знает кто хотел похитить Хлою, им это не удалось, но говори "гоп" прыгая в очко Панина! Пришли аристократы, среди которых был паразит-педераст, и тут уже защемило очко нашего негритенка! Это нечто, но если только слушать аудиокнигу (там еще эти дебильные пост-оральные мелодии). Финал - паразит-пидорас бежит с поленом наперевес отвоевывать от деревенщин Хлою для Дафниса. Это похоже на шизофрению. Это безумно. И это увлекает! Это круче фанфиков с Фикбука. Это смесь дебильности с утренней программы канала ОРТ с "Приключениями Геркулеса" с Кевином Сорбо. Это нечто, это то, что не описать словами. Чистое безумие.
http://sonic.net/~rteeter/grtbloom.html Западный канон от американского Жаринова на самом деле нет, Блум это выдающий исследователь с мировым именем, а Жариков даже по меркам российской гуманитарщины это просто раскрутившийся в интернетах дед с педовского филфака.
Во первых, в чём твоя цель? С кем ты хочешь общаться? С Новиопами? Ну тогда "Гарри Потер" и "Мастер и Маргарита". Если либердой - то "Атлант расправил плечи" и "1984" Если увлёкся Пушкиным и русской литературой середины 19 века - то Байрона.
Для каждой цели можно составить свой список книг. Я обычно читаю то что мне нравится, я вот не люблю Достоевского и мне похуй на него - и похуй на кучу долбаебов на него ссылающихся и вприсядку дрочащих - тем паче это вне моих проф.интересов.
Но может быть необходимость влезть в тусовку. Может быть необходимость изучать определенный исторических период - для Рев.Франции это будет одна литература, для Германии другая. Религиозные воззрения - протестантизм без Кальвина, если тоже но в США - то без Смита и т.д.
А можно вообще окунуться в Азию - где только Китай тысячелетия наваливал хуй на всё вышеизложенное и плодил своих авторов.
Отличие ВЕЛИКИХ ОТЦОВ литературы от развлекательной в том, что к примеру Аберкромби ты читаешь только если тебе он нравится. Пушкина, Толстого, Джойса, Шекспира, Иллиаду с Одиссеей ты читаешь если тебе нравится, если не нравится - всё равно читаешь, потому что именно эти книги развивают человека. Люди, который рассматривают художественную литературу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как "интересные стори, чисто покекать покайфовать" - это скудоумное быдло, которое не имеет внутренних амбиций, чтобы столкнуться со серьёзной литературой, которая не опускается до немедленного удовлетворения животных потребностей. Такие люди чаще всего апеллируют к "субъективности интереса".
Пушкин и Шекспир – основоположники национальной литературы своих стран и мастера слова. То глубокое изучение человеческой природы, которое исследовали они – ты не встретишь в книгах этих фантастов. Не говоря уже о том, что постмодернисты в целом работают с другой категорией ценностей. И да, синик занавески действительно важны в книгах великих классиков, потому что это внутреннее исследование человеческой сущности, отражение его души. Современные писатели, а тем более фантасты, работают с внешним, они работают с выдуманными мирами, поэтому их критика и исследование направлены на отношениях "человек-мир", а не "человек-человек". Это как жанровое кино, хорошее жанровое кино по типу Вильнева, и условный Бергман, Тарковский, Феллини. Понимаешь, их книги не просто так называются классикой, они ИЗВЕЧНЫЕ, на них строится современный пласт литературы известных писателей, к ним отсылаются, ими вдохновляются.
>>979970 (OP) >Также предлагаю называть overrated тайтлы Предлагаю наоборот, недооценены: -1) Шахнаме, необязательно, но желательно 0) 1001 ночь, надо анон, целиком 1) у чэнэнь путешествие на запад. Вообще нахуй 100% обязательно читать. без этого сказать я знаком с восточной литературой даже не думай 2) ши найань. Речные заводи, в процессе рекомендуется обмазываться гравюрами Утагавы как на прикле для большей атмосферности 3) Ло гуаньчжун троецарствие. 4) Цао сюэцинь. Сон в красном тереме. 5) пу сун-лин. Истории их там дохрена 6) цветы сливы в золотой вазе 7) фэн мэнлун развеянные чары 8) повесть о доме Тайра 9) повесть о Гэндзи 10) сказание о ёсицуне Если оч захочется) записки о деяниях древности 古事記 11) рассказы Акутагавы Рюноскэ 12) Лао шэ записки о кошачьем городе 13) Лу синь. Подлинная история акю Для ознакомления с жанром фэнтези: 15) легуин Земноморье 16) толкин властелин колец, хоббит 17) желязны хроники Амбера Европа: 18) Калевала 19) песнь о небелунгах 20) гете, Фауст 21) Гомер, Илиада, одиссея 22) Данте, божественная комедия 23) Библия для ознакомления с произведением повлиявшим на историю Европы оч сильно 24) Боккаччо декамерон 25) Овидий 26) аппулей Что скажете, что ещё требуется добавить?
Ну на первом месте бестселлер - Библия. На втором - Коран. На третьем - Бхагавадгита. И т.д.
Потом реальные исторические биографии людей из своей местности рядом сначала известные личности своей улицы, района, потом города, потом известные личности в масштабах своей страны (например семья Мальцовых), а потом и всего мира.
>>979970 (OP) Есть советская серия "Классика мировой литературы" (зачин положен Максимом Горьким). Это - база, около 200 томов, это знать надо. Остальное - по желанию. Да, это не так страшно, как кажется, просто скачай TTS Reader и слушай.
>>1006411 Бхагавад гита - это часть Махабхараты. Сама Махабхарата издана у нас в в очень многих томах. Бхагават гита учит взаимодействию с кастами, с семьями внутри касты. Это учение апартеида, типа если они враги твоей семье - то и ты должен быть им врагом, потому что ты произошел не из верзохи Брахмана. Это очень жестокая книга, сравнимая с протестантскими сказками, где главная мысль: "человек человеку должен быть волком". Конечно, есть упыри, деградонты, но в рамках Православия, и всей Советской классики - мы должны этих дегродонтов выносить на свой уровень, мы должны их не гнобить, а учить, возвышать. Если не это, то дегродонты останутся дегродонтами, они будут против нас воевать. У нас была Советская Махабхарата - война Русских (как славянского этноса, так и всех присягнувших русизму) против наших врагов. Они крали наших детей, превращали наших женщин в проституток. Когда казаки ушли из Грозного, эти твари написали: "Русские, не уходите! Нам нужны рабы и проститутки!" Ублюдки, сидящие в своем проперженном кресле, и откровенные враги, обитающие мечтами в замках Айвенго, говорили: "Уходите, что вам их кровь?" И дебилы уходили, и лилась кровь, и младенцев убивали, и похищали для своего генофонда, и мужчин насиловали, и женщин превращали в инкубаторы. Тряхнуть бы им по ебалу, чтоб морда треснула, и мозг потек, а душа вытекла б как говно в Ад (куда они и отправится, без сомнения!) Но отступать нельзя! Кто кроме нас?!
>>1006504 https://yandex.ru/video/preview/9086275994310569192 Вот, кстати, мантра (песнопение) в честь сакрального имени Вишну, в честь его имени как "Перумаля", божества гроза. Это имя часто извращали как "Терумаль/Тирумаль", однако у язычников есть правило - чтобы моления дошли до Божества, нужно использовать язык, который был еще у почитателей Вед, поэтому кришнаиты так смешно поют как дурачки, поэтому сохранилась древнейшая мантра к Перумалю, а не к "Тирумалю".
>>1006397 >что ещё требуется добавить? греческой базы - геродот, платон, аристотель и все что рядом. это именно что база, на которой вся европейская литература построена. те же опыты монтеня - это на 90% просто пересказ древнегреческих баек, макиавелли - комментарии к аристотелю и т.д. ну а без платона вообще нифига не понять что к чему.
>>1007649 >Рейтаните этот лист полная хуита, собрали в кучу все что только можно, причем многие книги по два-три раза. при этом 90% треш уровня донцовой из англоязычного информ-пространства, а остальное просто мировые бестселлеры.
>>1005913 >Предлагает читать Поппера, но не даёт Гегеля верно. список годный, но это не список для чтения, а список хороших книг, но чтобы его правильно прочесть нужно до этого еще тысяч пять томов осилить.
поэтому имхо не нужно изобретать велосипед, нужно взять мгушную программу филфака истории русской, зарубежной, античной литературы и просто прочесть по порядку все что там перечислено.
Вот список 50 книг, которые оказали значительное влияние на становление современной русской культуры, охватывая литературу, философию, публицистику и другие ключевые тексты:
### Классическая литература (XIX – начало XX вв.) 1. А. Пушкин – *"Евгений Онегин"* 2. М. Лермонтов – *"Герой нашего времени"* 3. Н. Гоголь – *"Мёртвые души"* 4. И. Тургенев – *"Отцы и дети"* 5. Ф. Достоевский – *"Преступление и наказание"* 6. Ф. Достоевский – *"Братья Карамазовы"* 7. Л. Толстой – *"Война и мир"* 8. Л. Толстой – *"Анна Каренина"* 9. А. Чехов – *"Вишнёвый сад"* 10. А. Чехов – *Рассказы* ("Человек в футляре", "Дама с собачкой" и др.) 11. М. Булгаков – *"Мастер и Маргарита"* (написано в 1930-е, опубликовано позже) 12. А. Блок – *"Двенадцать"* 13. С. Есенин – *Стихотворения*
### Советская литература (XX век) 14. Е. Замятин – *"Мы"* (первая антиутопия, повлиявшая на мировую литературу) 15. М. Шолохов – *"Тихий Дон"* 16. А. Платонов – *"Котлован"* 17. Б. Пастернак – *"Доктор Живаго"* 18. А. Солженицын – *"Один день Ивана Денисовича"* 19. **А. Солженицын** – *"Архипелаг ГУЛАГ"* 20. **В. Шаламов** – *"Колымские рассказы"* 21. **В. Набоков** – *"Лолита"* (написана на английском, но важна для русской культуры) 22. **И. Бродский** – *Стихотворения и эссе* 23. **А. Ахматова** – *"Реквием"* 24. **О. Мандельштам** – *Стихи* 25. **В. Маяковский** – *"Облако в штанах"* 26. **Ю. Тынянов** – *"Смерть Вазир-Мухтара"* 27. **М. Зощенко** – *Сатирические рассказы* 28. **И. Ильф и Е. Петров** – *"Двенадцать стульев"*, *"Золотой телёнок"* 29. **А. Твардовский** – *"Василий Тёркин"* 30. **К. Симонов** – *"Живые и мёртвые"* 31. **В. Пелевин** – *"Generation «П»"* (уже постсоветская эпоха, но важна для 1990-х)
Этот список отражает ключевые тексты, сформировавшие русское культурное сознание, от классики до современности. Конечно, можно спорить о включении тех или иных книг, но эти произведения точно повлияли на язык, мышление и идентичность.
Если нужно углубиться в какую-то эпоху или жанр — дайте знать!
Вот список 50 ключевых книг, повлиявших на становление современной китайской культуры, охватывающий классику, философию, литературу XX века и важные современные произведения.
---
### Древняя классика и философия 1. "Лунь Юй" (《论语》) – Конфуций (основа конфуцианства) 2. "Дао Дэ Цзин" (《道德经》) – Лао-цзы (канон даосизма) 3. "И Цзин" (《易经》, "Книга Перемен") – древний трактат о переменах 4. "Мэн-цзы" (《孟子》) – учение Мэн-цзы (развитие конфуцианства) 5. "Чжуан-цзы" (《庄子》) – даосская философия и притчи 6. "Сунь-цзы. Искусство войны" (《孙子兵法》) – военная стратегия 7. "Хань Фэй-цзы" (《韩非子》) – легизм (философия управления) 8. "Ши Цзин" (《诗经》, "Книга песен") – древняя поэзия
### Литература имперского периода 9. "Исторические записки" (《史记》) – Сыма Цянь (первая история Китая) 10. "Троецарствие" (《三国演义》) – Ло Гуаньчжун (эпос о распаде империи) 11. "Речные заводи" (《水浒传》) – Ши Найань (приключения благородных разбойников) 12. "Путешествие на Запад" (《西游记》) – У Чэнъэнь (приключения Сунь Укуна) 13. "Сон в красном тереме" (《红楼梦》) – Цао Сюэцинь (величайший китайский роман) 14. "Цзинь, Пин, Мэй" (《金瓶梅》) – аноним (первый бытовой роман) 15. "Записки о поисках духов" (《搜神记》) – Гань Бао (древние мифы)
### **Философия и публицистика** 38. **"Китай в XXI веке"** – Ху Аньган (националистический взгляд) 39. **"Китайская мечта"** – Лю Минфу (критика официальной идеологии) 40. **"Культура и революция"** – Ли Цзэхоу (философия модернизации)
### **Популярная культура и коммерческая литература** 41. **"Троецарствие" (адаптации для массового читателя)** 42. **"Убийство в храме" (《谋杀似水年华》)** – Цай Цзюй (детективы) 43. **"Городской охотник" (网文, интернет-литература)** 44. **"Сказки о феях" (《聊斋志异》)** – Пу Сунлин (влияние на фэнтези)
### **Комиксы и современные медиа** 45. **"Саньмао" (《三毛流浪记》)** – классический комикс 46. **"Наследники" (网文-адаптации)** – влияние дорам
---
Этот список отражает **ключевые тексты**, сформировавшие китайскую культуру от древности до наших дней. Если нужно углубиться в какой-то период — спрашивайте!
### 50 книг, которые сформировали польскую культуру
Этот список охватывает ключевые произведения литературы, философии, публицистики и исторические тексты, повлиявшие на польскую идентичность, язык и национальное сознание.
---
### Средневековье и Ренессанс 1. "Богородица" (Bogurodzica) – древнейший польский гимн (XIII–XIV вв.) 2. Ян Кохановский – *"Трены" (Treny, 1580)* – вершина польской ренессансной поэзии 3. Миколай Рей – *"Краткая беседа между тремя особами…" (1562)* – отец польской литературы
### Барокко и Просвещение 4. Вацлав Потоцкий – *"Хотинская война" (Wojna chocimska, 1670)* – эпическая поэма 5. Игнаций Красицкий – *"Мышеида" (Myszeida, 1775)* – сатира на польское общество 6. Станислав Сташиц – *"Предостережения Польше" (Przestrogi dla Polski, 1790)* – политический манифест
### Романтизм (XIX век – "духовный стержень Польши") 7. Адам Мицкевич – *"Пан Тадеуш" (Pan Tadeusz, 1834)* – национальный эпос 8. Адам Мицкевич – *"Дзяды" (Dziady, 1823–1860)* – мистическая драма 9. Юлиуш Словацкий – *"Кордиан" (Kordian, 1834)* – драма о польском восстании 10. Зыгмунт Красинский – *"Небожественная комедия" (Nie-Boska komedia, 1835)* – философская драма 11. Циприан Норвид – *"Прометеид" (Promethidion, 1851)* – поэзия и философия
### Позитивизм и реализм (вторая половина XIX века) 12. Болеслав Прус – *"Кукла" (Lalka, 1890)* – великий роман о Варшаве 13. Генрик Сенкевич – *"Огнём и мечом" (Ogniem i mieczem, 1884)* – историческая трилогия 14. Генрик Сенкевич – *"Quo Vadis" (1896)* – роман о древнем Риме (Нобелевская премия) 15. Элиза Ожешко – *"Над Неманом" (Nad Niemnem, 1888)* – роман о шляхте
### **Молодая Польша (модернизм, начало XX века)** 16. **Станислав Выспяньский** – *"Свадьба" (Wesele, 1901)* – национальная драма 17. **Леопольд Стафф** – *"Сны о могуществе" (Sny o potędze, 1901)* – поэзия 18. **Казимеж Пшерва-Тетмайер** – *"На Скалистом Подгалье" (Na Skalnym Podhalu, 1910)* – проза о гуралях
### **Межвоенный период (1918–1939)** 19. **Витольд Гомбрович** – *"Фердидурка" (Ferdydurke, 1937)* – абсурд и критика форм 20. **Бруно Шульц** – *"Коричные лавки" (Sklepy cynamonowe, 1934)* – магический реализм 21. **Станислав Игнаций Виткевич (Виткаций)** – *"Ненасытность" (Nienasycenie, 1930)* – футуристический роман 22. **Мария Домбровская** – *"Ночи и дни" (Noce i dnie, 1934)* – семейная сага
### **Вторая мировая и коммунистическая эпоха** 23. **Тадеуш Боровский** – *"Прощание с Марией" (Pożegnanie z Marią, 1948)* – проза о Холокосте 24. **Чеслав Милош** – *"Порабощённый разум" (Zniewolony umysł, 1953)* – анализ тоталитаризма 25. **Чеслав Милош** – *"Долина Иссы" (Dolina Issy, 1955)* – автобиографический роман 26. **Вислава Шимборская** – *"Конец и начало" (Koniec i początek, 1993)* – поэзия (Нобелевская премия) 27. **Збигнев Херберт** – *"Господин Когито" (Pan Cogito, 1974)* – философская поэзия 28. **Станислав Лем** – *"Солярис" (Solaris, 1961)* – научная фантастика 29. **Станислав Лем** – *"Кибериада" (Cyberiada, 1965)* – философские притчи 30. **Марек Хласко** – *"Первый шаг в облаках" (Pierwszy krok w chmurach, 1956)* – "поколение Колумбов"
### **Современная литература (после 1989 года)** 31. **Ольга Токарчук** – *"Бегуны" (Bieguni, 2007)* – Нобелевская премия (2018) 32. **Ольга Токарчук** – *"Книги Иакова" (Księgi Jakubowe, 2014)* – исторический эпос 33. **Дорота Масловская** – *"Польско-русская война" (2002)* – скандальный дебют 34. **Яцек Дукай** – *"Лёд" (Lód, 2007)* – альтернативная история 35. **Войцех Кучок** – *"Тьма" (Ciemno, prawie noc, 2012)* – готический триллер
### **Философия и публицистика** 36. **Лешек Колаковский** – *"Главные течения марксизма" (1976)* – критика идеологии 37. **Тадеуш Конвицкий** – *"Малый апокалипсис" (Mała apokalipsa, 1979)* – сатира на ПНР 38. **Рышард Капущинский** – *"Империя" (Imperium, 1993)* – репортаж о распаде СССР
### **Популярная культура и массовая литература** 39. **Анджей Сапковский** – *"Ведьмак" (Wiedźmin, 1986–2013)* – фэнтези-серия 40. **Януш Вишневский** – *"Одиночество в Сети" (2001)* – культовый роман о любви
### **Комиксы и детская литература** 41. **Тыкоцинский и Христина** – *"Кайко и Коко" (Kajko i Kokosz)* – культовый комикс 42. **Ян Бжехва** – *"Академия пана Кляксы" (Akademia pana Kleksa, 1946)* – детская классика
---
Этот список отражает **ключевые тексты**, которые сформировали польскую культуру, от Средневековья до наших дней. Если нужно углубиться в какой-то период — спрашивайте!
Цей список охоплює ключові твори літератури, історії, філософії та публіцистики, які вплинули на українську ідентичність, мову та національну свідомість.
---
### Давня література та літописання 1. "Повість минулих літ" (XII ст.) – Нестор Літописець 2. "Слово о полку Ігоревім" (XII ст.) – анонімний епос 3. "Києво-Печерський патерик" (XIII ст.) – життя святих
### Козацька доба (XVI–XVIII ст.) 4. "Пересторога Україні" (XVII ст.) – анонімний політичний трактат 5. "Вірші на жалісний погреб…" (1648) – Іван Величковський (барочна поезія) 6. "Енеїда" (1798) – Іван Котляревський (перша українська художня книга)
### Романтизм та національне відродження (XIX ст.) 7. "Кобзар" (1840) – Тарас Шевченко (національний поетичний канон) 8. "Гайдамаки" (1841) – Тарас Шевченко 9. "Наталка Полтавка" (1819) – Іван Котляревський (п’єса) 10. "Маруся" (1834) – Григорій Квітка-Основ’яненко (перший український роман) 11. "Тіні забутих предків" (1911) – Михайло Коцюбинський
### Реалізм та модернізм (кінець XIX – початок XX ст.) 12. "Записки кирпатого Мефістофеля" (1906) – Лесь Мартович (новелістика) 13. "Камінний хрест" (1900) – Василь Стефаник 14. "Моя автобіографія" (1926) – Павло Тичина 15. "Земля" (1926) – Ольга Кобилянська 16. **"Intermezzo"** (1923) – Микола Хвильовий (модерністська проза)
Ці твори сформували **українську літературну традицію** — від середньовіччя до сучасності. Вони відображають боротьбу, мрії та ідентичність українського народу. Якщо потрібно глибше розкрити якийсь період — питайте!
>>980061 А кто-нибудь создал уже нейросетевой сервис по принципу пикрил книги?
Чтобы написать: "меня беспокоит то-то и то-то, не нравится то-то и то-то", а сервис тебе книгу, что позволит через сюжет терапевтически прожить свои загоны в уютной сычевальне.